Что нужно знать о грузовых автомобилях?

Несмотря на хорошо развитую железнодорожную инфраструктуру, автогрузоперевозки по-прежнему остаются самым популярным вариантом транспортировки различных грузов. Каждый груз нуждается в особых условиях его перевозки, поэтому перед отправкой большое внимание уделяется виду транспорта, т.к. от этого зависит сохранность посылки. О том, по каким критериям классифицируют грузовой автотранспорт и для каких перевозок предназначен каждый вид, рассказываем в нашей статье.

Легкий класс

Включает различные машины, чья грузоподъемность не превышает 1,7 т грузов российского или импортного происхождения. Стандартная ширина и высота не превышает двух метров, а длина – около 3 (исключениям являются удлиненные модели). Несмотря на относительную компактность, кабина спроектирована с учетом размещения двух экспедиторов. Тентовые типы кузова могут быть запатентованы с целью перевозки негабаритных грузов или применения спецтехники при погрузке/выгрузке. Типичным “представителем” легкого класса является “Газель”.

Данный тип обычно используют для доставок внутри населенных пунктов или в близлежащие города. За счет возможности развития высокой средней скорости расстояние между большинством региональных центров грузовик может преодолеть за 5-7 часов (т.е. за рабочую смену или один зимний световой день).

Средний класс

Грузоподъемность “средних” машин колеблется от 1,7 до 3,5 т (“стандартом” среднеклассных грузовиков принято считать “ЗИЛ-Бычок”). Несмотря на большую грузоподъемность, “бычок” по параметрам ширины, высоты и объемов отличается от “Газели” немногим, а вот длина его достигает четырех метров.

Без дозаправки машина может проехать около 700 километров при максимально развитой скорости в 80 км/ч. За счет низких осевых нагрузок транспорт активно применяется на территориях, а также трассах, где проезд большегрузов запрещен.

Промежуточный

Эталоном данного класса является известный ЗИЛ, чья грузоподъемность варьируется в пределах от 3,5 до 5 т.  ЗИЛ может перевозить объемы от 14 до 21 кубометров. Высота и ширина грузовиков составляет не менее двух метров, а длина – не менее 3,5 м.

Маршрутное расстояние перевозки не превышает 700 километров. Данный тип особенно востребован при квартирных переездах.

Большегрузы

Большегрузный класс– самый разнообразный и “мощный” тип: машины могут взять на борт от 5 до 15 тонн полезного груза! Такие объемы достигаются за счет больших габаритов автотранспорта: их длина может достигать 5-8 м, высота – трех метров, а ширина может быть в пределах 2,5 м. Такое разнообразие обусловлено тем, что варианты отсеков более разнообразны, чем в других классах автомобилей. Рассмотрим подробнее подклассы большегрузов.

  • По объему кузова

Делятся на три группы:

  • 36 кубометров – перевозят 5 тонн груза,
  • 36-56 кубометров – семитонные машины,
  • более 56 кубических метров – длина кузова достигает 8 метров при грузоподъемности в 15 т.
  • По наличию спальников и подвеска

Большегрузы, как правило, применяются для транспортировки на большие расстояния (даже между странами). Соответственно, время рейсов может достигать нескольких суток, поэтому во многих кабинах предусмотрены спальные места.

Погрузка может осуществляться как сверху, так и сбоку. За счет пневматической подвески (ими оборудуются некоторые импортные большегрузы), делающих ход плавнее, повышается сохранность хрупких товаров.

  • Термофургоны

Выделяются в отдельную подкатегорию, т.к. предназначены для транспортировки товаров с особыми условиями хранения. термофургоны могут сохранять температуру перевозимого товара до 20 часов даже при условии, что температура снаружи колеблется в пределах -10…+20°C. При встроенном подогреве отсека температуру можно поддерживать намного дольше даже при морозах -30°C.

Часто фургоны оснащаются вспомогательными дверями, упрощающими процесс загрузки/выгрузки, а основные двери оборудуются утеплителями.

  • Полуприцеп

Напоминают “морские” контейнеры и используются для мультимодальных перевозок. На грузовик (его называют евротент, еврофура или полуприцеп) поперек ставится несколько европоддонов длиной 1,2 м (могут быть больше в зависимости от габаритов полуприцепа). Тент можно убрать, поэтому загружать и разгружать фуру можно сверху или сбоку. Допускается превращение грузовика в открытую площадку.

  • Рефрижератор

По сути, это большие холодильники на колесах: их основное назначение заключается в транспортировке скоропортящихся продуктов или иных грузов с особыми условиями перевозки. Глубокой заморозки рефрижератор не обеспечивает и во многом погода зависит от внешних условий, однако тепловой режим может быть зафиксирован на особых носителях. От скачков температуры в случае аварии фургоны оборудованы средствами защиты.

Какие бывают еще?

Представленная классификация неполная и не доведена до “идеала”, поскольку разновидностей грузового транспорта много и каждый имеет свои особые характеристики для решения тех или иных задач. Однако больше популярностью пользуются следующие типы машин: бортовые и фургоны.

Бортовой автомобиль представляет собой кабину, соединенную с открытой кузовной площадкой. У грузовика четыре борта, три из которых – откидные: это позволяет обеспечить удобную транспортировку нетребовательных негабаритных грузов (например, стройматериалы).

Грузоподъемность разная, может достигать 20 т. Малотоннажные обычно используют для городских и пригородных перевозок, а крупнотоннажные (например, Маз, Камаз) – на междугородних.

Закрытый кузов обеспечивает защиту перемещаемого товара от различных внешних и погодных воздействий (ветра, дождя, пыли, грязи и т.п.). Если внутри кузова предусмотрена возможность поддержания определенного микроклимата, его называют изотермическим.

Отметим, что не во всех случаях груз размещается непосредственно в кузове. Сегодня есть так называемые машины-тягачи, которые буксируют за собой разные прицепы. Важное преимущество таких перевозок – большая маневренность. Кроме того, прицепы легко отсоединяются от тягача без необходимости предварительно выгружать поклажу. На прицепах можно транспортировать любые грузы, в т.ч. с особыми требованиями к перевозкам.

Цистерна – особый вид грузовиков, предназначенных не только для жидкостей и газов, но также для мелкофракционного твердого или сыпучего груза (мука, цемент, пшеница). Форма цистерны может быть разной: прочнее всего круглые, эллиптические –компактнее, в виде чемодана – с повышенной маневренностью (т.к. центр тяжести снижен).

Для доставки угля, зерна, песка, дров чаще используют самосвал.

Таким образом, для обеспечения качественной перевозки грузов важно подобрать правильный тип транспорта. А чтобы это сделать, нужно обращаться в проверенные логистические компании.