История грузового автомобиля

До изобретения автомобиля люди передвигались и перевозили грузы на возах с лошадьми, а с появлением судоходства – на кораблях. С появлением колесного транспорта, мощного и быстрого, жизнь людей стала намного проще, т.к. стало легче перевозить пассажиров, продукты, вещи и технику. О том, кому мы обязаны появлением грузового автомобиля и как он развивался – в нашей статье.

С чего все начиналось?

В начале 19 века впервые были разработаны транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Из-за отсутствия мощного двигателя машины двигались с максимальной скоростью в 15-20 км/ч, сам кузов был небольшим, а внутри могли размещаться только два человека. 

Для современного человека может казаться загадкой, как может выглядеть авто для перевозки грузов, если у него нет большого кузова. Отвечаем: первый прототип коммерческого транспорта для грузоперевозок разработали два немецких инженера – Карл Бенц и Готтлиб Даймлер. Работали они не совместно: Бенц придумал авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и саму концепцию грузоперевозочной машины, а Даймлер уже спустя 10 лет создал коммерческий вариант машины для перевозок.

Прототип представлял собой транспортное средство (ТС) с мощным (для того времени) двигателем. Машина могла перевозить грузы массой до 1,5 т, развивая скорость до 12 км/ч. Спустя несколько лет появились модели, способные транспортировать до 5 т – для 19 века это огромный прорыв и небывалый успех.

Как выглядели первые ТС?

Машина сильно отличалась от того, что мы привыкли видеть на современных дорогах. Внешне первый прототип напоминал телегу без оглобли и лошади. Колеса изготавливали из дерева, но уже со спицами. Подвеска была высокой, а кабина – без ограждений.

Чтобы увеличить вместимость грузового ТС, при разработке второй модели двигатель установили на край спереди машины. Такое решение приблизило грузовой автомобиль к современному (и по вместительности, и по виду). Однако мощность все еще оставалась низкой – 6 л.с.. В качестве топлива использовали бензин или каменноугольный газ. 

Отметим, что грузовые автомобили (как и легковые машины в целом) были роскошью, поэтому пользовались ими исключительно состоятельные люди, фабрики и заводы, а простые крестьяне продолжали перевозки на телегах с лошадьми.

Как развивалось автомобилестроение в других странах?

Не только немецкие изобретатели внесли свой вклад в развитие автомобилестроения. Во многих уголках мира собирали прототипы грузовиков, и многие из них были успешны. Например, основоположником в области строительства автомобилей во Франции является Луи Рено. Он первый создал заднеприводный автомобиль для грузоперевозок. А Мариус Берлье создал в начале 20 столетия создал самый популярный во Франции грузовик марки Berliet.

В Италии компания Fiat, начавшая свой путь в 1899 году, в основном выпускала самолеты, легковые автомобили и мотоциклы. Но в 1914 году Fiat приступил к выпуску грузовой техники по военному заказу. Вышло, в целом, хорошо: у машин была:

  • цепная передача,

  • 38 л.с.,

  • двигатель с четырьмя цилиндрами.

Больших успехов в автомобилестроении добились американцы, т.к. в прямых военных действиях они не принимали участия, а значит, не нужно выпускать военную технику. К 1910 году США выпустила уже более 10 моделей разного грузового транспорта! Конечно же, лидером в производстве была компания Ford: тираж моделей Ford-T исчислялся миллионами. За счет того, что сборку осуществляли на конвейерах, производителю удалось снизить цену на транспорт, что стало одним из основных конкурентных преимуществ Ford’а на автомобильном рынке. Уже к началу 1920-х годов Ford-T был каждым вторым грузовым автомобилем в США, а в мире – каждым третьим.

В Советском Союзе машину для грузоперевозки собрали лишь в 1924 году на базе итальянской модели Fiat 15 Ter. А в 1931 году на территории СССР начался активный выпуск комплектующих для ТС. 

Первая версия советского грузовика называлась АМО-Ф-15. Итальянский Fiat был усовершенствован для погодных условий в Союзе: машина могла ездить по любым дорогам и при любых климатических условиях. Однако о комфорте в грузовике можно было забыть:

  • кабина не защищала водителя от ветра, дождя, снега и палящего солнца,

  • на каждой кочке кузов сильно трясло.

Какие еще модификации внедрили в XX веке?

Индустриализации и масштабные войны привели к острой необходимости активного развития логистики. Чтобы закрыть потребности людей, в устройстве грузовых машинах:

  • Изменили положение водительского места и мотора. Мотор установили на раму в передней части машины, а сиденье – между кузовом и мотором. Такое решение позволило увеличить вместимость.

  • Появились двигатели на дизеле.

  • Постепенно увеличивалась площадь кузова.

  • Стали устанавливать двойные колеса для задней части авто для снижения пробуксовки и уменьшения тормозного пути (что особенно важно в гололедицу, дожди, заснеженность).

  • Стали применять сплошные шины из резины вместо пневматических.

К середине века повысили комфорт водителей в кабине за счет перемещения мотора под кузов: это позволило убрать запах дизеля и снизить уровня шума от двигателя. Удобство размещения водителя в машине стало одним из основных параметров качества авто наравне с грузоподъемностью, максимально возможной скоростью и габаритами.

К концу столетия акцент в автомобилестроении был смещен в пользу модернизации двигателей. Дело в том, что на первый план выдвинули такой параметр качества, как безопасность и экологичность. Структурированной логистики еще не было, а об автоматизации процессов даже не задумывались, однако все работы начали вести по этому вектору.

Когда появились тентованные грузовики и прицепы?

Сегодня грузы (как крупные коммерческие, так и мелкие частные) чаще всего перевозят на тентованных автомобилях или сцепках. Благодаря кому появилась такая разновидность грузовиков:? Отвечаем: Это “дело рук” Августа Фррюхауфа, который изобрел первый прицеп в 1914 году. Он решил убрать задние колеса у модели Ford, а затем соединил шасси с осью трейлера. 

В 40-х годах XX века в СССР разработали свою модель тягача с полуприцепом и прицепом. Мощность у автомобиля не была большой, но зато на нем можно было разместить до 6 грузовых машин.

Подобные автомобилестроительные “эксперимент” проводились во многих странах. Такая многосторонняя работы над концепцией позволила создать безопасное и функциональное ТС для грузоперевозок любой сложности.

Таким образом, грузовики претерпели множество модификаций и изменений: что-то было хорошим решением, а от чего приходилось вовсе отказываться для обеспечения мощности, вместительности и безопасности. Сегодня усовершенствование транспорта продолжается. Основной вектор работы направлен на расширение сфер применения, простоту обслуживания и, конечно же, качество.